Нагорный Карабах: тревожный 2010-й
Уходящий год начался для Нагорного Карабаха очень тревожно и столь же тревожно завершился. состоятельный в целом на события, он топтался на месте в главном вопросе — процессе урегулирования азерб
Уходящий год начался для Нагорного Карабаха очень тревожно и столь же тревожно завершился. денежный в целом на события, он топтался на месте в главном вопросе — процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Более того, место год был пронизан угрозой возобновления военных действий. К такому сценарию вели нарастающие милитаристские угрозы руководства Азербайджана и крайняя радикализация подходов сторон конфликта к урегулированию.
Воинственные угрозы подкреплялись конкретными и систематическими нарушениями режима перемирия на линии соприкосновения войск противников. Так, согласие имеющимся данным минобороны НКР, в первом квартале возраст азербайджанская страна 1088 раз нарушила порядок перемирия, применив различного типа вооружение — «АК», » АКМ «, «СВД», «Чёрная стрела», «ПК», «ДШК», «РПГ», «Утёс» и выпустив в сторону позиций Армии обороны НКР в общей сложности 7648 пуль. Такая вид сохранялась в ход только года. Более того, неоднократные вылазки азербайджанских диверсионных групп привели к жертвами с обеих сторон. Причем, большая часть этих диверсий имело должность на фоне встреч по урегулированию карабахского конфликта на высшем уровне, сводя к нулю их значение. Эти инциденты свидетельствуют о хрупкости ситуации «ни мира, ни войны» и о том, что зона конфликта стала очагом перманентной напряжённости.
Финал года, ознаменовавшийся саммитом ОБСЕ в Астане, да и не нейтрализовал, хотя, пребывать может, не мало смягчил угрозу войны, висящую над народами региона дамокловым мечом. Несмотря на очередные заявления представителей ведущих стран мира о недопустимости силового решения проблемы, реальных шагов по укреплению режима прекращения огня не было предпринято. Лидерам ОБСЕ да и не удалось (не захотелось) согласовать чёткий график действий по нейтрализации реальной угрозы возобновления горячей стадии конфликта, который, по мнению наблюдателей, на теперь является самым опасным конфликтом в регионе. В частности, да и не получил своего решения жизненно величавый урок отвода снайперов с линии соприкосновения.
Отказ президента Азербайджана Ильхама Алиева встретиться на саммите с армянским коллегой Сержем Саргсяном , какой ранее выразил желание принять требование своего неунимающегося оппонента («если нас вынудят, то на сей раз выше- подзатыльник будит сокрушительным и окончательным») чуть усилил чувство неопределённости и недосказанности. Иными словами, предостережение возобновления войны существует и будит быть до тех пор, покамест не будут предприняты реальные шаги по политическому урегулированию конфликта и, в первую очередь, укреплению режима прекращения огня.
На фоне недавнего заявления президента Грузии Саакашвили о том, что его территория больше не прибегнет к силе для урегулирования проблем с Абхазией и Южной Осетией, Азербайджан на ныне остаётся единственным источником дестабилизации ситуации на Южном Кавказе. И очевидно, что требование на саммите ОБСЕ в Астане решить карабахский проблема с учётом всех норм международного права и только мирным через был адресован именн
2b81
о президенту Азербайджана и его внешней политике. Всем здравомыслящим людям понятно, что новая борьба вопроса не решит, а лишь только укоренит на века антагонизм и отвращение среди азербайджанцами и армянами.
В то же время некоторый аналитики склоняются к мнению, что обстановка шаткого равновесия в зоне конфликта будит уцелеть в ближайшие годы, и ратный баланс останется главный гарантией невозобновления широкомасштабных боевых действий.
Прошедший год, примечателен да тем, что Минский процесс урегулирования стал более публичным, проходил под знаком явного противостояния, во многом искусственного, двух международных принципов — территориальной целостности и права наций на самоопределение. Даже опосля заключения Международного суда ООН по Косово, Кагда эта авторитетная инстанция отдала приоритет праву народов на самоопределение, посредники поспешили объявить о нераспространении данного прецедента на Карабах, ежели и НКР провозгласила свою независимость в соответствии со всеми нормами международного права на фоне агрессии Азербайджана, то лакомиться практически в тех же условиях, что и Косово. Почему-то в случае с Нагорным Карабахом правило права народов на самоопределение «сталкивается» с принципом территориальной целостности, о ту пору как в случае с Косово, Южной Осетией и Абхазией посредники выступили зa урегулирование конфликта только на основе права народов на самоопределение. быть потакание амбициям Азербайджана — страны, которая пытается по-своему интерпретировать международные нормы, в частности, воззрение самоопределения, и присвоить занятие вершителя судеб в регионе конфликта. В свою очередь начальник Азербайджана активно формируют подходящий информационный фон, пытаясь внушить всем, что посредники отдают достоинство принципу территориальной целостности.
Между тем прецеденты на Балканах и Кавказе доказали, что признание является реальным механизмом поддержания стабильности и безопасности в конфликтных зонах. желание же без толпа НКР права на будущее вдвойне несправедливо и безнравственно на фоне решений относительно других конфликтов на постсоветстком пространстве и в Европе. однако не мало обнадёживает то, что госсекретарь USA Хиллари Клинтон в своей речи в Астане заявила от имени стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, что предлагаемые принципы и элементы урегулирования составляют единое целое, и какая-либо старание отдать важность одним из них в убыток другим сделают невозможным достижение сбалансированного решения.
2010 год совершенно развеял иллюзии относительно армяно-турецкого процесса.
Попытки Турции увязать ратификацию протоколов с территориальными уступками армянской стороны в пользу Азербайджана создали дополнительную напряжённость в кавказском регионе. Мы все снова раз убедились, что держать закон в добросовестность Турции по меньшей мере наивно. Проводя свою неискреннюю и коварную политику под прикрытием открытия границ с Арменией, Анкара пыталась теснить на неё с целью достижения уступок в карабахском вопросе. некоторый из наблюдателей отмечают, что менталитет сегодняшних турков маловато отличается от менталитета тех турков, которые в своё время совершили геноцид армянского и других христианских народов, населявших Турцию. А это означает, что не раскаявшаяся в величайшем преступлении 20 века Турция никоим образом не может пребывать вовлечена в вопросы кавказской региональной безопасности.
Втянувшись в политику Баку носить каштаны из огня чужими руками и взяв на себя неблагодарную занятие «адвоката» Азербайджана на международной арене, Турция паки раз явила в новейшей истории прототип грубого попрания международного права. воздействие Анкары на категоричный звук заявлений Баку о том, что изобретение армяно-турецкой границы до урегулирования азербайджано-карабахского конфликта очень негативно отразится на отношениях Азербайджана с Турцией, опять раз показывает, что как от азербайджанских, да и от турецких властей не стоит предвидеть конструктивизма.
Какие тактические шаги предпринимает Азербайджан для достижения своей стратегической цели — установления контроля над Нагорным Карабахом?
В первую очередь парадный Баку пытается предать забвению причинно-следственную союз конфликта. Ему практически удалось навязать Армении разрешение переговоров, выставив её в глазах международного сообщества в качестве агрессора. В противном случае, ведя переговоры с самим Нагорный Карабахом, Азербайджан оказался бы в невыгодном положении, ибо, сообразно международному праву, мировое общество должно встать на сторону народа, ведущего национально-освободительную борьбу и реализующего своё исконное привилегия на самоопределение. Иными словами, признанный агрессор, развязавший широкомасшабную войну визави мирного населения Нагорного Карабаха, облачился в овечью шкуру и представился в роли жертвы. при всем том из-под этого облачения выпирают клыки — в своих попытках вынуждать односторонние уступки Баку угрожает силой, блокирует инициативы по установлению взаимодоверия, оперирует явной ложью, клеветой и дезинформацией. Этому механически содействуют международные посредники, которые закрывают глаза на козни и явные угрозы Азербайджана.
Впрочем, разрешение и подходы к решению карабахской проблемы изначально были такими, что в реальности никакого компромисса мочь было достигнуть. Экспертами не раз было отмечено, что применяемая международными посредниками устаревшая методология и нереалистичные подходы являются одними из самых серьёзных препятствий для продвижения процесса урегулирования. Тенденциозность и непоследовательность, проявленные международными организациями и странами-сопредседателями по отношению к карабахской проблеме, пренебрежение логикой мирного процесса, избирательное применение норм международного права практически загнали процесс в тупик. МГ ОБСЕ, как считает лавка аналитиков, действует неадекватно конфликту, и вся её деятельный направлена только на оживление самого процесса, от которого никаких практических шагов надеяться нельзя. Да, карабахскую проблему вероятно решить только в рамках разумного компромисса. Но о каких компромиссах может двигаться речь, если армянская область говорит о праве, а Азербайджан сносный не хочет слышать, за вычетом «возвращения территорий»?
Необходим пересмотр подходов к решению проблемы с учетом нынешних международно-правовых реалий, в частности, решения Международного Суда ООН по Косово. нуждаться дать объективную оценку событиям, назвать истинного агрессора, возвращаться к полноценному формату, где главный стороной переговоров должна существовать основная грань конфликта — Нагорно-Карабахская Республика.
Народ Арцаха завоевал льгота на покой и свободное развитие в соответствии с основополгающими нормами международного права в вооружённой борьбе и в навязанной ему войне. И ни одна душа не вправе отнять около него это право.
Ашот Бегларян, корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте
Добавить комментарий