Зафар Гулиев: Азербайджан: политика реформ или пропаганда успехов?
2010 год был успешным для Азербайджана. Несмотря на то, что в мире все кроме продолжался финансово-экономический кризис, Азербайджан в этом году добился больших успехов, — заявил 31 декабря пр
«2010 год был успешным для Азербайджана. Несмотря на то, что в мире все вдобавок продолжался финансово-экономический кризис, Азербайджан в этом году добился больших успехов», — заявил 31 декабря глава Азербайджана Ильхам Алиев в своем поздравлении по случаю Дня солидарности азербайджанцев мира и Нового возраст .
«Наша экономика выросла, все социальные программы в стране нашли свое решение, осуществлены все инфраструктурные проекты, одним словом, в 2010 году все стоявшие предварительно страной задачи были с честью выполнены. Наша экономика выросла почти на 5%, денежные доходы населения — на 12%, инфляция составила только 5,7%. В нашу страну было вложено 15 миллиардов долларов инвестиций, наши валютные резервы увеличились с 20 миллиардов до 29 миллиардов долларов. Все эти результаты свидетельствуют о том, что выбранный Азербайджаном курс является верным, что выбранный Азербайджаном конец — это дорога прогресса и развития», — сказал он.
По его словам, в 2010 году в социальной сфере была проделана большая работа. Было построено и отремонтировано 45 учреждений здравоохранения. Построено и отремонтировано более 70 школ, возведено 5 Олимпийских спортивных центров. Была повышена минимальная заработная платеж и базовая прием пенсий, успешно реализуется программа адресной социальной помощи. «Это говорит о том, что наша политика — это социально направленная политика. Мы живем в условиях рыночной экономики, и наша экономика в полной мере построена на принципах рыночной экономики. Но, коллективно с тем, сильная социальная политика является нашей главный задачей», — сказал правитель; часть государства.
По его словам, в 2010 году политические процессы в стране развивались в позитивном направлении. «Были предприняты большие и успешные шаги на пути развития демократии в Азербайджане. В 2010 году парламентские выборы в Азербайджане были проведены в прозрачной и справедливой форме. свобода азербайджанского народа в полной мере нашла свое изображение в результатах парламентских выборов. Это свидетельствует о том, что мы не только добились много больших успехов в экономической сфере, в то же время Азербайджан разительно успешно развивается в деле проведения политических реформ. Это позволяет нам совершенно воспитывать страну, в подлинном смысле этого слова, превратить ее в современное государство, и предпринятые в этом направлении шаги воодушевляют нас», — сказал Ильхам Алиев.
* * *
В последние годы, беспристрастно анализируя реальную ситуацию в стране, некоторый авторитетные эксперты неустанно подчеркивали особую злободневность экономических реформ для Азербайджана. Эта содержание приобрела приоритетную актуальность зараз опосля президентских выборов 2003 года. Поводом для оживления интереса к данной теме послужил инициатор же приказ нового президента И.Алиева (24 ноября 2003), в котором однозначно декларировался цена на экономические реформы. Эта начало президента попала на благодатную почву. Реформы в сфере экономики были к тому времени реально востр
3894
ебованы обществом и заработок к власть Ильхама Алиева первоначально как только катализировал эти ожидания. Это было обусловлено около причин:
— во-первых, усилиями местной (официальной) и зарубежной пропаганды Ильхам Алиев стал восприниматься как «лидер реформаторского крыла» правящей элиты,
— во-вторых, барыш к реформам подогревался политическими ожиданиями: на фоне «пробуксовки» в области «общей» демократизации, отчетливо проступала нужда стимулирования этих процессов либеральными реформами в экономической сфере,
— в третьих, объективное (кризисное) добро социально-экономических процессов в стране, задачи модернизации Азербайджана и ходьба развития мировых тенденций диктовали нужда осуществления комплексных реформ в сфере экономики,
— наконец, новый правитель Ильхам Алиев, мгновенно опосля избрания сам продекларировал приверженность курсу реформ и издал степень соответствующих указов.
Стоит отметить и то, что цена реформ был востребован не только обществом и ситуацией, Но и самой логикой политического самоутверждения нового президента. Иными словами, как полагали начало многие, путь реформ отчасти выгоден и самому И.Алиеву: благодаря такой политике он мог приобрести позитивный имидж реформатора, самоутвердиться как прогрессивный правитель и нагрузить современным содержанием задачу «продолжения курса отца». И первые годы его президентства вселяли надежды. разом опосля избрания, 2 февраля 2004 г. правитель провел бизнес-форум и на нем обозначил приоритетные проблемы (монополизм, бюрократический и полиция произвол, коррупция, издержки судебной и налоговой системы и т.д.), которые обязательно нужно решить для успеха реформ. глава даже сделал серьезное предсказание тем, который будит защищать на пути реформ. между тем некоторый поверили в серьезность его намерений и настроились на повторение оптимистических ожиданий.
Вместе с тем, с самого начала было ясно, что эффективность политики реформ предполагает кардинальное перемена стиля и методов работы и основательное исправление коррумпированной бюрократической команды. Коррумпированность и бюрократический консерватизм, принадлежащий многим членам правящей команды изначально ставили под недоверие удача политики реформ, грозя превратить благое план в имитационное и пропагандистское шоу. разделять сомнения глава мог решительными мерами по борьбе с коррупцией, монополизмом, бюрократизмом и действенными шагами по реорганизации команды и изменению существующих «правил игры».
Однако, только этого не последовало и действие политики реформ вскоре ступень за ступенью выдохлась, приобретя сугубо торжественный и дежурно пропагандистский темперамент (в духе советских «краснознаменных пятилеток»). Соответственно, и оптимистические ожидания общества ступень за ступенью сошли на нет. Политика реальных реформ во многом уступила полоса политике пропаганды успехов. В результате взамен обещанного искоренения монополизма, коррупции, бюрократического и чиновничьего произвола, которые, по сути, не только не уменьшились, а вторично более усилились, властные структуры принялись зa сужение сферы демократии, свободы и плюрализма в стране. И в этом реально преуспели.
Конечно, было бы неверным оценивать под неуверенность подлинные успехи страны в деле модернизации и социально-экономического развития зa промежуток правления Ильхама Алиева. Они несомненны и некоторый показатели в выступлениях главы государства и победных рапортах правительства отражают реальные позитивы в жизни Азербайджана. владение без сомнения быстро развивается и обновляется. Но дилемма в том, что, как и в советские времена, быть настоящий отверстие среди словами и делами: посреди официальной пропагандой успехов «широко шагающего Азербайджана» и реальным состоянием дел в стране и в жизни её граждан. большой наводнение нефтедолларов, разумеется же, позволяет маскировать лишение реальных реформ грандиозным перестроечным бумом, создающим притягательную картину быстро развивающейся страны. Властные структуры, в духе советской пропаганды, в основном оперируют макроэкономическими показателями, рекордными «валовыми» цифрами, достоверность которых иногда внушает сомнения. К тому же, эти выборочные успехи по стране в целом чрезвычайно маловато говорят о реальных изменениях к лучшему в жизни не среднестатистических, а конкретных граждан, около которых вроде бы не стало быть больше счастья и благополучия, Но зато следовательно гораздо меньше покоя и свободы.
В целом, дозволительно сказать, что шествие реальных событий, а и разложение потока информации о положении дел и тенденциях развития страны способствуют формированию очень контрастного и парадоксально двойственного имиджа современного Азербайджана.
С одной стороны, официальные СМИ Азербайджана и ряда зарубежных государств, заинтересованных в активном сотрудничестве с азербайджанской авторитарной властью, методично транслируют только позитивную информацию. Они целенаправленно конструируют гармоничный изображение впопыхах развивающейся и процветающей страны, навязывая обществу и международному сообществу гипертрофированное и иллюзорное о ней представление. самопроизвольно правитель изо дня в день говорит о рекордных темпах роста экономики, повышении благосостояния людей, явных дипломатических и политических удачах, открытии сотен тысяч рабочих мест, появлении десятков олимпийских комплексов, новых школ, больниц, мостов, дорог и т.д. Более того, в официальной риторике Азербайджан все чаще фигурирует как самодостаточная сторона с колоссальными ресурсами, достижениями и перспективами. Словом, правящий порядок и официальная пропаганда создают вид процветающей и гармонично развивающейся страны, которая практически справилась со всеми проблемами (реформирование экономики, конструкция правового, рыночного и демократического общества, а да успешное вхождение в зону глобализационных трансформаций).
С подобный стороны, независимые и оппозиционные СМИ страны, а и некоторые международные организации и политические эксперты ряда стран методически фиксируют забота на массе проблем, стоящих до Азербайджаном. Так, например, по их оценкам, последние не мало годов в стране явно ухудшается обстановка со свободой слова. выключая того, независимые эксперты (внутренние и внешние) говорят об опасном росте инфляции в стране, усилении монополизма и авторитарных тенденций, разгуле чиновничье-полицейского произвола, размахе коррупции, дороговизне жизни, угрозе выхода на оперативный место негативных симптомов голландского синдрома. Они часто подвергают сомнению «качество и количество» пропагандируемых президентом достижений (рекордные темпы роста экономики, сокращение безработицы, повышение благосостояния народа и т.д.). В этом направлении подчеркивается и нерешенность многих «вечных проблем» (в сфере выборной демократии, развитии гражданского общества, построении правового государства, проведения экономических реформ в рамках сценария подлинной либерализации). В свете таких оценок вырисовывается малопривлекательный и не вписывающийся в современные каноны способ Азербайджана.
Определенная двуликость проявляется и в самом политическом курсе страны. С одной стороны, президентом свободно декларируется и даже имитационно реализуется путь на конструкция правового демократического государства, образование гражданского общества, развитие рыночных отношений, соблюдение только комплекса прав и свобод. Всё это нашло ответ в Конституции, законах и даже формально в политической конструкции страны. С подобный стороны, преемственно внедряется авторитарная, этатистская форма монопольного контроля исполнительной начальство над всеми сферами жизни и активно реанимируются тоталитарные советские методы управления государством. С одной стороны, демонстрируется прозападный вектор развития, предусматривающий интеграцию в евроструктуры и евроатлантическое пространство. то есть в рамках этого курса осуществляется энергетическая политика страны, обусловившая барыш её геополитической значимости и партнерство с ведущими странами Запада и, заранее всего, США. С иной стороны, в последние годы соглашаться процесс активного сближения с Россией, сопровождаемый копированием её политического стиля поведения, а и с другими авторитарными режимами (Ираном, Белоруссией и т.д.), порождающий коллизии и проблемы на пути интеграции в нынешний мир.
Таков нынешний Азербайджан — двуликий как Янус. С одной стороны, нам настойчиво навязывается и подкрепляется многими реальными процессами изображение быстро богатеющего, обновляющегося и динамично развивающегося государства, способного к решению таких масштабных задач, которые раньше были ему явно не по силам и не по средствам. С новый стороны — эта же край ассоциируется с несвободой, коррупцией, чиновничьим произволом, правовым нигилизмом, обостренной социальной поляризацией и полуфеодальными порядками, явно диссонирующими с взятым курсом на всестороннюю модернизацию Азербайджана. Хотелось бы думать, что реальность находится где-то среди этими контрастными ликами. На самом деле, нынешний Азербайджан представляет собой сложное и противоречивое переплетение разнообразных аспектов отмеченных двух тенденций. задание только в том, какая из этих тенденций доминирует и довольно определяющим алгоритмом дальнейшего развития страны.
Возвращаясь к праздничному поздравлению президента и учитывая риторику всех последних его выступлений, мочь не обратить почтение на одно тревожное обстоятельство. А именно: право рапортует только об успехах и ни за что не признает даже «минимум» каких-то проблем, ошибок или же недоработок. Она предпочитает следить только светозарный (парадный) образ Азербайджана и во что бы то ни стало умалчивает о другом, контрастном лике страны. слишком гипертрофируя свои реальные успехи и достижения, начальство страны весь игнорируют наличие каких-то реальных проблем и не приемлют никакой критики в мой адрес. Это означает, что господство не наделена способностью замечать какие-либо минусы и конструктивно их устранять; она уверена в безошибочности и успешности всех своих шагов. при таком отношении начальство к реалиям Азербайджана, которые, безусловно, включают в себя и позитивы, и негативы, трудно надеяться на мочь скорого преодоления страной парадоксальной и контрастной двуликости.
Добавить комментарий