Вы просматриваете: Главная > Информация > Николай Радов: Станет ли Литва спасательным кругом для Белоруссии?

Николай Радов: Станет ли Литва спасательным кругом для Белоруссии?

Взаимоотношения посреди Евросоюзом и Белоруссией, прошедшие в своей современной истории не мало этапов (1991-1996 гг. — остановка становле
294d
ния и тесного сотрудничества, 1997-2008 гг. — промежуток ко

Взаимоотношения посреди Евросоюзом и Белоруссией, прошедшие в своей современной истории не мало этапов (1991-1996 гг. — остановка становления и тесного сотрудничества, 1997-2008 гг. — промежуток конфронтации и 2008 — декабрь 2010 возраст — попытки ЕС наладить отношения с Минском), в новом году имеют все шансы перейти в степень «холодной войны». некоторый европейские эксперты говорят о том, что приговор о развитии взаимоотношений среди ЕС и РБ будит принято 31 января на совещании глав МИД стран ЕС. а это отнюдь не означает, что белорусский альтернатива до этого времени будит быть на периферии европейской политики, да как некогда сказав «А» и пригласив Белоруссию в программу «Восточное партнерство», Брюсселю надо будит говорить и «Б», причем не выставив себя дураком по-этому к будущему совещанию ЕС обязан подойти уже с определенными установками.

Евросоюз в последние не мало недель прибывает в определенной растерянности: месяцы кропотливой работы с официальным Минском находятся под угрозой срыва. Президентские выборы, результаты которых не стали полной неожиданностью для Европы и США, и события, последовавшие вслед зa ними, заставляют ЕС в срочном порядке сочинять новую стратегическую линию своего поведения. Правда, на выше- взгляд, запрещать с полной уверенностью утверждать, что разночтение с нынешней ситуацией в Белоруссии не рассматривалась в Брюсселе и Вашингтоне заранее. другим образом сложно понять, почему лидеры западных стран выразили лишь только «сожаления» по поводу событий 19 декабря и заключения под стражу лидеров оппозиции. Не было ни официальных нот протеста, ни широкомасштабной информационной атаки на «последнего диктатора Европы», ни запугивания отказом в будущих кредитах либо чего-либо подобного. Только невнятные намеки на возможное возвращение политических санкций в отношении Лукашенко и его приближенных.

На выше- взгляд, Европа навряд ли будит приготовлять тревожный рынок с Минском, требуя освобождения политзаключенных в мена на кредиты, инвестиции и т.п. И вот почему. Даже в промежуток острой конфронтации следующий половины 1990-х и начала 2000-х годов, Кагда белорусская сопротивление не знала по каким карманам «распихивать» западноевропейские и американские гранты, Запад не отказывался от экономического сотрудничества с Белоруссией. А быстро теперь, Кагда появилась реальная мочь поучаствовать в приватизационной и инвестиционной дележке страны, ни одна душа по-настоящему спорить с Лукашенко за кучки дискредитировавших себя оппозиционеров не будет. Однако, как говорится, время покажет.

Давайте вернемся к сегодняшней ситуации, сложившейся как в самой Белоруссии, да и около нее. не мало дней обратно торжественный Минск, наконец, решился исполнять то, о чем мечтал уже долгое время — 31 декабря МИД Белоруссии распространил заявление, в котором сообщил о закрытии минского офиса ОБСЕ . Стоит напомнить, что Белоруссия стала членом ОБСЕ 30 января 1992 года, а 1 января 2003 возраст в Минске был открыт ее офис. при этом мандат офиса действует в ход возраст и продлева
341b
ется при согласии белорусского правительства.

Желание уходить с ОБСЕ около белорусских властей возникало уже неоднократно. Так, в сентябре 2009 возраст вождь Администрации президента РБ Владимир Макей заявил, что «белорусская край вынуждена усердный задуматься над перспективами дальнейшей деятельности офиса ОБСЕ в Минске, тем более что объективных оснований для существования полевого присутствия ОБСЕ в Белоруссии нет». Правда, между тем мандат продлили, да как оставалась надежа на новые европейские кредиты и произведение из ЕС своеобразного противовеса России в предвыборный год. К тому же, Минск в свете сотворения Таможенного союза и обострения взаимоотношений с Москвой, не желал перековеркать направление Назарбаеву , какой в качестве президента Казахстана получил мочь председательствовать в ОБСЕ в 2010 году.

Белорусское заявление, сделанное прежде нового возраст и практически копировавшее прошлогоднее: «…решение, которое обусловлено отсутствием объективных оснований для сохранения миссии ОБСЕ в Белоруссии» — на нынешний момент дозволено было бы назвать критическим для правящего режима, если бы не одно «но». наличность в Белоруссии офиса ОБСЕ на протяжении последних 7 годов практически никоим образом не повлияло ни на ситуацию в стране, ни на известие ЕС к ней. если к этому приплюсовать тот факт, что часто минский офис не только ни за какие благополучия не проявлял себя, Но и закрывал глаза на некоторые события в стране, то выражать действительно о том, что конец деятельности миссии ОБСЕ в Белоруссии довольно серьезным препятствием на пути Европы к «синеокой», нельзя.

На выше- взгляд, складывающаяся обстановка около Белоруссии с наибольшей выгодой может обретаться использована теперь только двумя европейскими странами — Польшей и Литвой, достоинство которых в предметный момент дозволено смотреть двояко. С одной стороны, являясь членами объединенной Европы, эти две страны участвуют в разыгрываемой Брюсселем игре «Злой полиция (Польша), благодушный полиция (Литва)». место Варшавы, которая, если откровенно, не поодаль ушла от идеи воссоздания Речи Посполитой в рамках 1772 года, представляется своеобразной эссенцией негативного отношения ЕС к режиму Лукашенко. опосля президентских выборов и вечерних событий 19 декабря то есть Польша сделала строй самых резких заявлений в сторону официального Минска, которые отличаются от общих и витиеватых заявлений других стран Запада. Так, кроме осуждения польским МИДом «массового избиения и задержания манифестантов на улицах Минска» и призыва сейчас освободить задержанных, вождь Комитета по иностранным делам Сейма Польши Анджей Халицки торчком заявил, что «мы должны действовать, что бы кончать с террором в Белоруссии». Учитывая тот факт, что Польша является непосредственным соседом Белоруссии, по-видимому, то есть ей и будит предоставлено прерогатива водить подобным процессом.

Литва же, наоборот, представляется последние не мало месяцев как доброжелатель и прихвостень Лукашенко в деле улучшения его взаимоотношений с Европой. Кажется маловероятным, что правитель Литовской республики Даля Грибаускайте абсолютно единовластно решила начинать для Белоруссии мостиком в Евросоюз из любви к немолодым и усатым мужчинам. Ее заявление, сделанное на встрече с послами стран ЕС в Вильнюсе кроме в ноябре 2010 возраст о том, что «Лукашенко — это гарант экономической и политической стабильности в Белоруссии, ее независимости» уже между тем дозволительно было ценить как парабола Брюсселя на Евросоюза на четвертый срок, при условии изменения внешнеполитического курса. И сегодня, Вильнюс неимоверно мягко говорит о неполном соответствии европейским стандартам прошедших выборов, не призывая в открытую ввести какие-либо санкции и оставаясь своеобразной приманкой для Лукашенко.

С второй стороны, и Польша, и Литва преследуют только свои, сугубо личные, интересы, пытаясь принуждать с Белоруссией определенную игру, в основе которой лежит использование противоречий среди Минском и Брюсселем.

Варшава, которая зa последние годы сделала довольно тьма для расширения своего культурного и, в некоторый степени, экономического влияния в западных областях Белоруссии, очень заинтересована в создании в РБ серьезной политической организации польской направленности. при пророссийской политике Лукашенко подобное ход или же политическая брак шанса появится практически не имеют, по-этому текущий корифей Белоруссии абсолютно не устраивает Польшу. все двигаться навстречу общей европейской политики в Варшаве навряд ли когда-то решаться. В такой ситуации, по словам главы польского МИДа Радослава Сикорского , «политика Польши в отношении Белоруссии должна попадать не агрессивной, Но эффективной». при этом предлагаются «умные санкции»: возобновить на въезд в ЕС должностным лицам, причастным к преследованию оппозиции, расширить молодежные и культурные обмены и увеличить финансирование электронных СМИ, вещающих на Белоруссию. И заметьте — никакого разговора о финансировании политической деятельности белорусской оппозиции. передовой походка Варшава уже сделала — с 1 января 2011 возраст решено отменить плату зa обработку и выдачу национальных польских виз для граждан Белоруссии. В своем заявлении пресс-служба МИД Польши отметила, что «это слово солидарности и признательности белорусскому народу, какой 19 декабря послал сильный знак желания демократических изменений. Мы хотим помочь нашим соседям в укреплении европейской идентичности после контакты с поляками и другими народами Европейского Союза». Таким образом, события, развернувшиеся на площади около Дома правительства в сутки выборов, практически идеально вписались в польскую стратегию, касающуюся Белоруссии: не дать Минску овладевать поляна Варшавы в европейской структуре сотрудничества с Россией при одновременном усилении своего влияния на «Кресах усходних» (территория западной и частично центральной Белоруссии).

Позиция Литвы значительно сложнее. С одной стороны, ей соответствовать соотносить свою деятельный с общей позицией Евросоюза несравненно более серьезно, чем той же Польше, экономика которой в меньшей степени зависит от европейских кредитов. С видоизмененный стороны, непосредственное покровительство в решении белорусского вопроса является, пожалуй, единственной возможностью для Вильнюса летать мой международный престиж. Для этого Литве просто надо успевать возвращения офиса ОБСЕ в Белоруссию и заявить о себе, как о главном посреднике посреди Брюсселем и Минском. по-этому Вильнюс, в разница от практически всех стран ЕС, не сделал никаких жестких заявлений, выразив только «сожаление и разочарование».

При решении вышеуказанного вопроса, на выше- взгляд, карта под названием «политические заключенные» не будит ключевой, а ее полоса может овладевать дилемма о приеме и транзите венесуэльской нефти по территории Литвы (ведь, несмотря на соглашения в рамках Таможенного союза, «венесуэльский проект» не потерял своей актуальности) и черта других вопросов, связанных с энергетической тематикой (строительство АЭС, сжиженный газ и т.п.). Косвенными подтверждениями подобного тезиса могут обнаруживаться объявление министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса о начале неформальных консультаций с белорусской стороной о возможном продолжении работы ОБСЕ в РБ и полуофициальный визит 5 января заместителя главы МИД Белоруссии Валерия Воронецкого и посла Белоруссии в Литве Владимира Дражина в резиденцию президента Литвы в Вильнюсе. Несмотря на то, что мета визита не разглашается, дозволительно предположить, что он представляет собой подготовку к началу серьезного переговорного процесса с Литвой и чрез нее с Евросоюзом.

Каждая из сторон уже теперь начала изготовлять почву для переговоров. Например, Грибаускайте заявила о необходимости разбирать Еврокомиссией «предложение об упрощении процедуры выдачи и снижении цены на визы для белорусских граждан» (то употреблять т.н. «Шенгенская виза»), при этом и словом не обмолвившись о введении санкций в отношении Лукашенко и других высокопоставленных чиновников. действительно подобное приговор сомнительно ли будит принято в ближайшее время, да как Европа, задыхающаяся от переизбытка рабочей силы при наличии бешеной безработицы, вряд ли ли захочет получить опять 1 происхождение восточноевропейских гастарбайтеров. Лукашенко же, со своей стороны, не только сам не высказался о закрытии офиса ОБСЕ, что дает ему данный люфт в действиях, Но и начал небольшими порциями исключать на свободу задержанных оппозиционеров (А. Дмитриев, В. Рымашевский и т.д.), оставив, правда, своих личных врагов на закуску.

Польша и Литва, каждая из которых по-своему претендует на занятие главного игрока на луг битвы зa Белоруссию, на нынешний погода могут попадать использованы не только Брюсселем, Но и самим Минском. за всем тем предугадать в каком русле события будут развертываться дальше довольно сложно, да как, кроме непредсказуемости Лукашенко, до сих пор остается совершенно не выясненным 1 случай — четкая место России по «белорусскому вопросу». И от того, насколько данная место будит близка к европейской, и будит подчиняться карьера всей Белоруссии в краткосрочной перспективе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *